«А что здесь было раньше — до революции?» — этот вопрос часто задают люди, впервые оказавшиеся в Школе акварели Сергея Андрияки. С. Андрияка. Майская зелень. 1999 г.Действительно, этот небольшой кирпичный особняк, расположенный в тихом уголке старой Москвы, на границе Басманной и Немецкой слобод, внешне напоминает волшебный замок, чудом попавший в Гороховский переулок из средневековой Европы. Это не случайно — ведь здание было возведено по заказу Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях специально для детского Приюта, и построил его в 1889 г. московский архитектор Максим Карлович Геппенер.
В России в те времена общественное призрение находилось под патронажем государства — благотворительные заведения содержались за счет казны. Значительные пожертвования также поступали от состоятельных семей купечества и дворянства. Деньги шли на постройку больниц, богаделен, родильных приютов, ночлежных домов и других богоугодных заведений. В первопрестольной заботой о сиротах и престарелых, больных и неимущих занимались соответствующие структуры Московской Городской Управы. Духовное ведомство также имело разветвленную сеть попечительств и братств.
Существовали подобные учреждения в национальных и иноверческих общинах. На границе XIX—XX вв. вторую по численности после русских этническую группу в Москве составляли немцы[1]. Евангелическо-Лютеранская церковь была для них главной хранительницей национальной культуры и традиций. Собираясь на службе в храме свв. Петра и Павла на Маросейке или в Лютеранской кирхе св. Михаила на Гороховом поле, что в Немецкой слободе, Лютеранская кирха св. Михаила на Гороховом поле. Собор свв. Петра и Павла.прихожане могли общаться на родном языке, завязывать дружеские, родственные и деловые связи, приобщать детей к религии предков. Во главу угла общественной жизни протестантской общины ставилась благотворительность. Московские немцы оказывали материальную и духовную поддержку своим соотечественникам, покинувшим Европу в поисках заработка, но не сумевшим найти «место под солнцем». Помогали и тем, кто в силу обстоятельств потерял средства к существованию.
Так, в 1845 г., под покровительством Ее Императорского Высочества Великой Княгини Марии Павловны было создано Попечительство о бедных евангелического исповедания. Как сказано в «Указателе благотворительных учреждений по ведомствам», выпущенном в Москве 1901 г., «… попечительство оказывает помощь бедным, принадлежащим к одному из московских евангелических приходов, единовременными и постоянными денежными пособиями; совершенно же утративших способность к труду призревает в собственной богадельне…». Кроме денег, в Попечительстве можно было получить работу, еду, крышу над головой и медицинскую помощь.
Средства этой благотворительной организации накапливались путем добровольных вкладов благодетелей: пожертвованных либо завещанных Попечительству денежных сумм, государственных и ценных бумаг, недвижимых имуществ. Одни члены общины платили регулярные взносы, другие вкладывали в дело поддержки неимущих «братьев и сестер» свои профессиональные навыки. Звание «действительных членов», как сказано в Уставе, предоставлялось «… медикам, принявшим на себя бесплатное пользование; аптекарям, обязавшимся снабжать покровительствуемых попечительством бедных лекарствами по возможно пониженной цене; учителям, взявшимся безвозмездно обучать детей неимущих, … а также таким лицам, которые объявят желание взять на воспитание или содержать на свой счет кого-либо из бедных, покровительствуемых попечительством»[2]. Так, известный банковский деятель и благотворитель Рудольф Карлович Прове содержал в приюте для вдов и сирот за свой счет несколько мест[3]. Вкладом не столь состоятельных прихожан Евангелическо- Лютеранской церкви был безвозмездный труд на ниве благотворительности.
Заметка о концерте из газеты «Московские ведомости» 1889 г.«Для усиления средств… попечительству, с соблюдением надлежащих законоположений, дозволяется устраивать: представления всякого рода, концерты, балы, базары и т. п.»[4], о чем, как и в наше время, в газетах публиковались соответствующие объявления. В одном из них читаем: «Билеты… можно получать… в магазине Гутхейль, на Кузнецком Мосту и Эйнем, на Петровке…». Также в тексте указано, что в концерте принимает участие Московское Общество Квартетного пения (Moskauer Liedertafel) и воспитанники училища Московского Филармонического Общества. Это не случайно — ведь именно принадлежность к Попечительству о бедных евангелического исповедания объединяла руководителей этих организаций и обществ. Среди них: Павел Иосифович Люкке — директор Московского Филармонического Общества (коммерции советник, директор Управления Московского Общества Страхования от огня), Карл Александрович Гутхейль — владелец музыкально-издательской фирмы «Гутхейль А. Музыкальные инструменты, ноты» (поставщик Двора Его Императорского Величества и Комиссионер Императорских Театров, член Московского Филармонического общества), Арманд Иванович де Лафонтен — Председатель совета старейшин Московского Общества Квартетного пения «Moskauer Liedertafel» (директор Московского отделения Российского общества застрахования капиталов и доходов).
Ю.Ф. Гейс.С деятельностью Попечительства о бедных евангелического исповедания теснейшим образом связано также имя его бессменного председателя — крупного промышленника Юлиуса Гейса, компаньона и, как сейчас говорят, партнера по бизнесу Теодора Фердинанда фон Эйнема — основателя знаменитой шоколадной фабрики «Эйнем. Товарищество паровой фабрики шоколада, конфект и чайных печений». После смерти Т.Ф. Эйнема именно Юлиус Гейс сменяет его на посту директора и становится единоличным владельцем фабрики. Он и его сыновья (Вольдемар, Оскар и Юлиус) вошли в совет управления предприятием. В справочнике «Вся Москва. 1901 год» о нем сказано: «ГЕЙСЪ Юл. Фед. Софiйская наб., д. Эйнемъ. Тлф. 631. Директ. Т-ва паров. Фабр. Эйнемъ; Попеч-во о Бедн. Евангелич. Исповед.». Как успешный предприниматель и состоятельный немец, Юлий Федорович Гейс активно занимался общественной и благотворительной деятельностью, пользовался всеобщей любовью и широкой популярностью. За многолетний вклад в дело московской благотворительности в разные годы он был награжден орденами Св. Анны III степени, Св. Станислава II и III степеней.
На средства и усилиями членов протестантской общины в Москве была построена Евангелическая больница на Воронцовом поле, открыта Школа для бедных детей и сирот Евангелического исповедания на Земляном Валу, организовано Евангелическое общество попечения о девицах в Токмаковом переулке на Старой Басманной. Старики, вдовы, бедные женщины с малолетними детьми и сироты жили в богадельне на Немецкой улице.
Пастор Г. Дикхоф. Из газеты «Московские ведомости»«Доставление средств к улучшению нравственного и материального состояния преимущественно бедных женщин и детей»[5] стало целью созданной в 1852 г. благотворительной организации Evangelischer Frauenverein — Дамского попечительства о бедных женщинах и детях евангелического исповедания. Подписи под прошением об учреждении Попечительства на имя Его Сиятельства князя В.А. Долгорукова (6 ноября 1868 г.) поставили: дочь коммерции советника Анна Розенштраух, дворянка Елисавета фон Книрим, жена ревельского купца Луиза Мюллер, почетная гражданка Анна Форш, жена прусского подданного Вильгельмина Бауман, обер-пастор Евангелическо-Лютеранской свв. Петра и Павла церкви Г. Дикхоф, младший пастор того же храма П. Эверт, пастор Павел Нефе, духовный заседатель Московской Евангелическо-Лютеранской Консистории старший пастор Евангелическо- Лютеранского храма св. Михаила А. Фехнер[6].
Евангелическое попечительство о бедных женщинах и детях, Устав которого был принят в 1870 г., также финансировалось вкладами, пожертвованиями, взносами состоятельных прихожан. Информация о Евангелическом попечительстве Собранные средства шли на: «а) Доставление одежды, пищи и крова не могущим приобретать их собственными трудами; б) Содействие к приисканию занятия или службы, к приобретению для работы материала и к выгодному сбыту изделий бедных тружеников; в) Доставление и облегчение способов для призрения и воспитания сирот и детей неимущих родителей; г) Снабжение бедных медицинскими пособиями; д) Помещение престарелых и неимущих женщин в богадельни; е) Устройство на общем основании школ, приютов, богаделен, лечебниц, и др. благотворительных заведений; ж) Принятие мер к искоренению нищенства…»[7]. С просьбами о помощи следовало «… обращаться к председательнице правления г-же Грабе (Высокий мост, сахаро-рафинадный завод Московского товарищества, по четвергам)»[8]. Попечительский совет состоял из предсе дательницы, казначея, секретаря и еще шести человек, избираемых прихожанами. Параграф 9 Устава гласил, что для сбора дополнительных средств в пользу «неимущих сестер» и сирот «… попечительству предоставляется устраиватьпубличные чтения, спектакли, концерты, собрания и т. п., с разрешения начальства и с соблюдением установленных для сего правил».
Особняк Я. Лерха. Гороховский пер., д. 19В своей книге «Благотворительные общества и учреждения, основанные иностранцами и иноверцами» Павел Иванович Гаген (также член Попечительства о бедных) пишет, что 25 сентября 1887 г. призреваемых сирот из Богадельни переселили в особняк «швейцарского гражданина Якова Лерха» в Гороховском переулке (сегодня — д. 19). Гаген жил недалеко отсюда — в собственном доме на Старой Басманной. Он вполне мог быть свидетелем возведения на примыкающем к владению Лерха участке нового здания приюта для сирот. Разработка проекта и строительство было поручено в 1888 г. московскому архитектору Максиму Карловичу Геппенеру.
Тот факт, что Попечительство обратилось именно к этому специалисту, похоже, не было делом случая. Во-первых, М.К. Геппенер к этому времени уже несколько лет проработал на должности архитектора сначала в московском Воспитательном доме, затем — в Николаевском сиротском институте и даже являлся его членом-соревнователем, оказывая финансовую поддержку. То есть он, как никто другой, знал нужды и проблемы детского воспитательного учреждения. Во-вторых, этот талантливый зодчий уже более 10 лет служил в Строительном совете Московской Городской Управы. И, наконец, Вильгельм Эдуард Максимилиан Геппенер, родившийся в Москве немец, был членом протестантской общины.
М.К. Геппенер. План земельного участка и фасад здания в Гороховском переулке. 1834 г.Итак, первые сведения о земельном владении, который сейчас на карте современной Москвы значится как Гороховский переулок, д. 17, восходят к началу XIX в. За два столетия этот участок сменил многих хозяев, среди которых в архивных документах указаны коллежский асессор Иван Петрович Харламов (1803 г.), губернская секретарша (т. е. жена губернского секретаря) Марья Гавриловна Добрынина (1834 г.). Половину участка по Гороховому (тогда он назывался именно так) переулку занимал небольшой ампирный деревянный особняк, выходящий узким фасадом на красную линию улицы. За домом, в глубине двора располагались служебные постройки и традиционный для московской городской усадьбы сад. В 1849 г. этой землей владеет титулярная советница Татьяна Ивановна Титова, которая, согласно документам 1874 г. — все еще хозяйка усадьбы, но значится она уже как «вдова титулярного советника». В 1888 г. этот земельный участок со всеми его строениями уже принадлежит Евангелическому попечительству о бедных женщинах и детях[9].
5 июня 1888 г. в Московскую Городскую Управу от Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях подается официальное прошение: «Имеем честь просить… разрешить во владении нашем стоящем Басманной части 1-го участка на инв. № 556 нов. / 395 ст. по Гороховскому переулку… сломки строений №№ 7, 8, 9, 10, 11, 12. Построить вновь каменное двухэтажное с подвалом приюта строение… Прошение подать и разрешение получить… архитектору М.К. Геппенеру». Прошение подписывает «… по доверию Правления Попечительства казначей оного, потомственный почетный гражданин Эмиль Александрович Липгарт».
Документы о сооружении здания Евангелического приюта для сирот. Прошение на постройку. Фасад. Планы, разрез.
Возможно, здесь кроется еще одна причина, которая побудила обратиться именно к Максиму Карловичу… Дело в том, что руководители Торгового дома «Эмиль Липгарт и К0», крупнейшего предприятия по производству строительных материалов, земледельческих орудий и машин, Эмиль и Эдуард Липгарты, вероятно, были хорошо знакомы с Храм Троицы в с. Щурово Открытка нач.XX в. Храм Троицы в с. Щурово Современный вид.М.К. Геппенером, поскольку все они были членами Московского архитектурного общества. Так, в 1907 г. по заказу и на средства Товарищества «Эмиль Липгарт и Ко» именно Максим Карлович возведет в селе Щурово под Коломной православный храм Живоначальной Троицы, напоминающий своими формами знаменитую Софию Константинопольскую. А вообще, как покажет время, этот талантливый зодчий проявит себя ярким представителем так называемого «кирпичного стиля». Из кирпича, этого прочного и экономичного материала, он создаст немало промышленных зданий, учебных заведений и других построек, оформленных элементами древнерусской и европейской средневековой архитектуры (например, здание приюта для сирот Дамского евангелического попечительства о бедных женщинах и детях в Гороховском переулке).
М.К. Геппенер. Евангелический приют. Проект хозяйственной постройки. 1889 г.Возвратимся, однако, к прошению. Внизу документа собственной рукой архитектора делается приписка: «Строение подлежит для помещения в нем призреваемых малолетних детей. Архитектор Геппенер». На проекте мы видим похожее на сказочный дворец двухэтажное здание, с высокими светлыми окнами. Левая его часть украшена шестигранным эркером в виде башенки со шпилем. Под ней — парадный вход, «накрытый» двухскатным крыльцом с кованым фронтоном. Второй этаж в правой части здания, под которым находится сквозной проезд во двор, завершается щипцовым фронтоном с изящным флюгером.
Уже в августе 1889 г. подается следующее прошение: «Имею честь покорнейше просить Городскую Управу разрешить во владении нашем… построить деревянное одноэтажное нежилое для ледника, сарая, ретирады (туалета — Е.В.) и помойницы строение»[10]. Интересно, что этой утилитарной постройке, предназначенной исключительно для хозяйственных нужд, архитектор придает нарядный внешний облик, который явно перекликается с парадным фасадом основного здания. А ведь оно находилось в глубине двора и не предназначалось для посторонних взглядов! Похоже, Максим Карлович попытался хотя бы таким образом украсить нелегкую жизнь маленьких питомцев приюта, лишенных родительской любви и ласки.
На флюгере современного здания указан год, когда был построен Евангелический приют — 1889. К сожалению, пока не найдены источники, из которых можно было бы узнать точную дату официального открытия или освящения здания. Однако в фондах Государственного Исторического музея найден любопытный документ[11] — Поздравительный адрес.
Этот Поздравительный адрес был вручен Евангелическим попечительством о бедных женщинах и детях Московскому генерал-губернатору князю В.А. Долгорукову.
«Ваше Сиятельство Князь Владимир Андреевич!
Позвольте и нам, представителям Евангелического Попечительства о бедных женщинах и детях, принести свою лепту благодарности и любви по случаю торжественного дня, Поздравительный адрес князю В. А. Долгорукову Генерал-губернатор Москвы князь В. А. Долгоруков. в который совершается двадцатипятилетие службы Вашего Сиятельства в высокой должности Московского Генерал-Губернатора.
Это период времени, знаменательный для Москвы, период процветания вверенной Вам столицы во всех отношениях, особенно же в деле благотворительности, находившего всегда в Вашем Сиятельстве ревностного покровителя и могучего защитника. В ряду благотворительных учреждений, которыми изобилует Москва, наше Попечительство занимает весьма лишь скромное место. Тем не менее оно удостоилось неоднократно благосклонного внимания Вашего Сиятельства. Присутствием своим при освящении нового здания детского приюта нашего доказали Вы, Сиятельнейший Князь, сочувствие Ваше нашему делу.
Мы позволили себе поэтому украсить поздравительный адрес наш изображением приюта и испрашиваем милостивое согласие Ваше на содержание в приюте Попечительства на память нынешнего юбилея девицы-сироты по назначению Вашего Сиятельства под названием «Сирота князя Владимира Андреевича Долгорукова», дабы сохранялось и всем заведении, дорогое всем нам, как всей Москве, имя Вашего Сиятельства.
Правление Евангелического Попечительства о бедных женщинах и детях. Председательница Е.А. фон Книрим. Члены Б. Грабе, С. Феррейн, С. Марк, Э. Столярова, Е. Берент, Е. Риттер, К. Ионас, Г. фон Беккерат, И. Пасбург, Ю. Липгарт
Кассир Э. Липгарт Секретарь П. Эверт».
В поздравительном адресе указывается торжественный день, «в который совершается двадцатипятилетие службы» Его Сиятельства на посту генерал-губернатора Москвы, а вступил он в эту должность 30 августа 1865 г. Нетрудно подсчитать, что к августу 1890 г. здание Евангелического приюта в Гороховском переулке уже существовало, поскольку, судя по тексту, церемонию его освящения осчастливил своим присутствием московский генерал-губернатор князь В.А. Долгоруков!
В окладных книгах Московской городской Управы есть запись, датируемая 28 мая 1901 г.: «По Гороховскому переулку каменный двухэтажный дом, на каменном подвальном этаже, с проездными воротами… Во дворе деревянное одноэтажное нежилое строение для принадлежностей. Незастроенная земля под двором и садом, дохода не приносит»[12]. По этой описи можно понять назначение каждой из построек. Так, подвал служил для хозяйственных нужд: тут были прачечная, кладовая, камера водяного отопления, здесь же жил дворник. На первом этаже находились парадная зала, три жилых комнаты, объединенных коридором, кухня и туалеты. Одно полуокно выходило в сквозной проезд. На втором этаже размещались квартира воспитательницы, спальни и учебные классы. Во дворе, кроме хозяйственных построек, имелся колодец.
Проект реставрации здания в Гороховском переулке, д. 17. Главный фасад. Кон. 1990-х гг. Архитектурная мастерская О.И. Журина
В приют принимались «бесплатно живущими» и получали полный пансион «дети обоего пола, евангелического исповедания» от 2-х до 9-ти лет. Но жили здесь не только круглые сироты, но и дети бедных родителей — русских и немецких подданных. Распорядок дня был следующий: «… в 7 часов утра дети встают и убирают постели; в 8 ½ часов получают молоко с хлебом; от 10 до 12 ведутся занятия, в 12 ½ час. дается обед, в 4 часа молоко и в 7 часов вечера ужин. Вечером занятий не производится, и дети занимаются разными рукоделиями. В 8 часов вечера дети ложатся спать»[13]. Воспитанники приюта находились на полном содержании Дамского попечительства о бедных женщинах и детях. Чертеж к Прошению о постройке флигеля. 1909 г. Прошение о постройке каменного флигеля. 1909 г. Здесь малыши жили круглый год, их обучали письму, чтению (на русском и немецком языках) и счету. Поскольку детки были еще очень маленькие, то азы грамоты они постигали наглядным способом. Гулять их выводили в расположенный за домом небольшой сад.
Спустя несколько лет Евангелическое попечительство о бедных женщинах и детях смогло достроить здание и расширить его полезную площадь. Теперь работы велись по проекту и под наблюдением техника архитектуры Артура Федоровича Карста[14]. В 1909 г. к основному зданию пристраивается «каменный одноэтажный с полуподвалом жилой флигель», над которым спустя год возводится надстройка (сохранившиеся элементы карниза второго этажа бережно сохранены и вписаны сейчас в интерьер современного здания Школы акварели). В полуподвальном помещении оборудовали ванную комнату — «умывальню и душ». На первом этаже пристройки, соединившей основное здание и деревянное строение для хозяйственных нужд, находилась приемная для посетителей («ожидальня»). В соседней комнате разбирались дела просителей, обращающихся за помощью к Попечительству. Приют теперь располагал своим лазаретом, палаты и приемный покой которого разместили на втором этаже нового флигеля.
Так бы и жили в тихом уголке Немецкой слободы призреваемые Дамским попечительством малые сироты евангелического исповедания, но наступил 1914 г., принесший в Россию грандиозные потрясения… Война с Германией повлекла за собой усиление агрессивных антинемецких настроений, следствием которых стали прокатившиеся по Москве и всей России погромы. Реклама фабрики Э.Э. Виллера Бывший дом Э.Э. Виллера Гороховский пер., д. 21—23.Грабежу и мародерству подверглись не только крупные промышленники, банкиры, юристы и хозяева торговых домов с немецкими фамилиями, но и жилища, конторы небогатых московских немцев. Толпы погромщиков «не обошли вниманием» даже богоугодные заведения. Так, в Немецкой слободе жертвами беспорядков стали Богадельня для вдов, здание Евангелического общества и дом его директора на Немецкой улице… Несколько квартир и особняков в Гороховском переулке (№ 21 — дом Э.Э. Виллера «Фабрика Художественных работ из разных металлов », № 26 — дом Р.Д. Зейберта «Торговля сукном и шелком», № 15 — дом И.Д. Берензона, где проживали немецкие подданные Бауэр и Кук…) также были разгромлены[15]. Евангелический приют для сирот (дом № 17) «чаша сия», похоже миновала… Но 6 июня 1915 г. на стол Попечителя Московского учебного округа ложится письмо из Канцелярии Московского градоначальника:
Здание бывшего Евангелического приюта. Фото 1973 г.«Вследствие поступившего ко мне заявления графини Прасковьи Сергеевны Уваровой о том, что в Евангелической школе, находящейся в Гороховском переулке, в д. № 17, воспитывают детей в немецком духе, мною было сделано распоряжение о проверке означенного заявления. Из собранных по сему делу сведений оказалось, что в указанной школе находятся только дети лютеранского вероисповедания, в возрасте от 7 до 9 лет, в числе коих имеются состоящие в германском (4) и в австрийском подданстве (1) и что режим школы и обстановка действительно содействуют к воспитанию детей в немецком духе. О вышеизложенном сообщаю Вашему Превосходительству на распоряжение»[16].
Попечитель Московского учебного округа дает срочное распоряжение Директору Народных училищ Н.А. Веригину тщательно расследовать это дело. В отчете, за 19 июня указывалось, что дети от 7 до 9 лет содержатся в приюте в почти семейной обстановке за счет Попечительства круглый год, обучаются чтению и письму на русском и немецком языках. Все 34 воспитанника — дети русских подданных. «За исключением Федора и Вертера Папендик, детей германского подданного; мать этих детей, урожденная русская, ныне перешла в русское подданство и возбудила ходатайство о принятии ее детей». Кроме того, говорилось в отчете, приютом, «за устранением от должности председатательницы Попечительства германской подданной Грабе, ныне заведует вице-председательница г-жа Столярова, а воспитательницей в приюте, ведущей и обучение детей, состоит Мария Андреевна Тиц». Вот, собственно говоря, и весь «немецкий дух». Казалось бы, ничего криминального, но приют для сирот Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях, доживал, похоже последние дни…
Елена Винничек
Сноски и примечания
[1]. Энциклопедия Москва. — М., 1980. — С. 21.
[2]. Устав Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях. ЦИАМ. Ф. 450. Оп. 9.Д. 126. Л. 75.
[3]. Немецкие адреса старой Москвы. / Под ред. А. Мелитоняна. — М., 2006. — С. 41.
[4]. Устав Попечительства о бедных евангелического исповедания в Москве. ЦИАМ. Ф. 2099.Оп. 1. Д. 384. Л. 26 (об).
[5]. Устав Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях в Москве. ЦИАМ. Ф. 450. Оп. 9. Д. 126. Л. 74.
[6]. ЦИАМ. Ф. 16. Оп. 24. Д. 1775. Л. 1 (об).
[7]. Устав Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях в Москве. ЦИАМ.Ф. 450. Оп. 9. Д. 126. Л. 74 (об).
[8]. Сборник-справочник сведений о благотворительности в Москве. — М., 1901. — С. 218.
[9]. ЦАНТДМ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 284. Д. 1—4, 6, 7.
[10]. ЦАНТДМ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 284. Д. 9.
[11]. ОПИ ГИМ. Ф. 402. Оп. 1. Д. 683.
[12]. ЦИАМ. Ф. 179. Оп. 62. Д. 872.
[13]. ЦИАМ. Ф. 459. Оп. 4. Д. 7168. Л. 5 (об).
[14]. ЦАНТДМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 284.
[15]. Рябиченко С. Погромы 1915. : Три дня из жизни неизвестной Москвы. — М., 2002. — С. 102,106, 110.
[16]. ЦИАМ. Ф. 459. Оп. 4. Д. 7168. Л. 1.
|