Московское архитектурное общество (МАО) |
Долгое время – с 1879 г. и до конца своих дней – М.К. Геппенер был членом Московского архитектурного общества (МАО). Общество основали в 1867 г. по инициативе архитектора М.Д. Быковского, его члены изучали памятники зодчества, проводили конкурсы, читали доклады по истории архитектуры и выпускали специальные и периодические издания, сотрудничали с Петербургским обществом и другими организациями, проводили съезды зодчих. Члены общества разделялись на действительных и почетных, которых избирали общим голосованием на собраниях, принимая во внимание их деятельное участие в жизни МАО.
Программа съезда, обширная и разнообразная, включала и осмотр различных московских зданий[4], каждый день, с 3 по 8 февраля, с 10 утра до 12.30. Среди них: Кремль, собор Василия Блаженного и храм Христа Спасителя, Университетские клиники, картинные галереи К.Т. Солдатенкова и П.Д. Боткина, дома князя Юсупова, Фон-Дервиза и Игумнова. В последний день работы съезда предлагалось осмотреть Государственный Банк, Исторический музей, Крестовские башни и Алексеевскую водокачку. Съезд завершил работу 22 февраля избранием особой комиссии, задачей которой было приведение в исполнение принятых постановлений, и М.К. Геппенер вошел в ее состав вместе с К.М. Быковским, С.У. Соловьевым, В.А. Гамбурцевым, В.Г. Залесским, И.П. Машковым, В.А. Красовским, А.П. Поповым, А.А. Обером, А.А. Семеновым, А.А. Фомичевым и В.А. Бадером[5]. Участие М.К. Геппенера в работе МАО в 1896 г. ярко характеризует его как деятельного человека, с широким кругом интересов. Он входит в состав комиссии, избранной для рассмотрения всех вопросов, связанных со строительством собственного дома Общества[6]. Вместе с К.М. Быковским, С.У. Соловьевым, И.П. Машковым и другими архитекторами и инженерами редактирует издаваемую МАО справочную книгу для домовладельцев и строителей[7]. А в сентябре того же года к Архитектурному обществу обращается с просьбой Императорское Московское Общество охотников[8] конского бега[9] с просьбой объявить международный конкурс на составление проекта зимней и летней беседок на его ипподроме. В 1899 г. в Москве по инициативе ряда архитекторов[10], выходит первый выпуск журнала “Архитектурные мотивы”. Как отмечалось в его вступительной части, “…заручившись сотрудничеством известнейших деятелей зодчества в обеих столицах и провинции, редакция ставит себе целью знакомить публику с выдающимися художественно-строительными работами наших лучших архитекторов и с успехами художественной промышленности и надеется дать верную иллюстрацию развития названных отраслей в нашем отечестве. Мы будем следить за художественною стороною интересующих нас отраслей. Останавливаться на истинно талантливых произведениях, подмечая новые веяния и преследовать лишь художественно-образовательные интересы. Предвидя распространение нашего сборника, как между публикою, так и специалистами и молодежью, посвятившей себя строительному и художественно-промышленному искусству мы будем чутко следить за тем, чтобы на наших страницах появлялось лишь то, что может способствовать развитию вкуса к изящному”[11]. Интересно в этом контексте отметить, что во втором и четвертом выпусках журнала были опубликованы изображения Крестовских водонапорных башен и фасада классного корпуса Комиссаровского технического училища в Москве. В ноябре 1905 г. на ежегодном собрании Московское архитектурное общество избрало М.К. Геппенера своим председателем[12]. Как отмечалось в журнале годичного собрания: “На должность Председателя О-ва получили: М.К. Геппенер – 17 голосов; А.К. Боссе – 10 голосов; Ф.О. Шехтель – 4 голоса; В.П. Загорский – 2 гол. Избранным оказался М.К. Геппенер, избрание которого Собрание встретило аплодисментами”. На ежегодном собрании в ноябре 1906 г. было объявлено, что М.К. Геппенер слагает с себя звание Председателя Общества и просит не вносить его имени в записки[13], и, “…после выборов Собрание горячо благодарило… за его труды в минувшем году”. В годы, предшествовавшие его избранию Председателем МАО, и в дальнейшем, М.К. Геппенер принимал участие в работе жюри различных конкурсов. Их география и объекты очень разнообразны. Так, в 1903 г. это были конкурсы на проект доходного дома во владении Строгановского училища в Москве и на постройку храма на Артиллерийской горе в Хабаровске[14]. В 1905 он принимал участие в разработке программы конкурса для мужской классической гимназии в Ростове[15]. В 1906 – входил в жюри II конкурса проектов нового здания училища живописи, ваяния и зодчества в Москве[16], а в 1907 – женской гимназии Богородска[17]. В 1909, 1910 и 1914 гг. Московское архитектурное общество проводило конкурсы проектов новых зданий в Москве и ряде российских городов[18]. В состав значительной части жюри этих конкурсов[19] входил М.К. Геппенер. Работа в них отнюдь не была необременительной почетной обязанностью. Она предполагала участие в регулярных заседаниях, внимательное изучение всех представленных проектов, выявление достоинств и недостатков, составление заключений. Пунктуальность и тщательность, как представляется, были в характере Максима Карловича, что ценили его коллеги, избиравшие его в состав упомянутых жюри. И 6 февраля 1914 г. Собрание Московского архитектурного общества удостаивает его звания Почетного члена. А вместе с ним – профессора архитектуры Л.Н. Бенуа, инженер-архитектора В.Г. Залесского, академика архитектуры А.В. Иванова, профессора архитектуры И.С. Китнера, военного инженера А.А. Семенова и академика архитектуры графа П.Ю. Сюзора[20]. И это дает нам возможность понять, как оценивали современники М.К. Геппенера тридцатипятилетний период его деятельности в МАО.
|
72.8% | Russian Federation | |
14.1% | United States | |
7.7% | China | |
1.5% | Germany | |
0.9% | Islamic Republic Of Iran | |
0.6% | United Kingdom | |
0.3% | Romania | |
0.3% | Poland | |
0.3% | Spain | |
0.3% | Netherlands |
На этой неделе: | 24 |
В этом месяце: | 153 |
Всего: | 390204 |