История основания Политехникума в Карслруэ |
Привлекательность Германии, где 16-ти летний выпускник московской гимназии, немец по происхождению, Максим Геппенер намеревался получить дальнейшее образование, была в те времена абсолютно оправдана. В XIX в. немецкий как язык не только гуманитарных, но и естественно-технических Перед Максимом стояла нелегкая задача оптимального выбора учебного заведения, с которого он мог бы начать карьеру архитектора. К середине XIX в. в Германии и за ее пределами уже стал широко известен ряд специальных технических учебных заведений, где готовили специалистов по строительному делу. Это были организованные по образцам технических школьных систем, сложившихся во Франции в XVIII в., профессиональные школы (die Fachschule), часто называемые также академиями, и политехнические школы (die Politeсhnische Schule)[1]. Они находились в Аугсбурге, Мюнхене, Брауншвейге, Касселе, Дармштадте, Дрездене, Штуттгарте, в немецкоязычных Вене[2] и Цюрихе[3], а так же в Карлсруэ, куда и пал выбор юного Макса. Сегодня мы можем лишь предполагать, не возможная ли связь с немецкими родственниками смогла здесь сыграть свою роль?.. Так или иначе, но уже сам факт широкой известности Политехникума в Карлсруэ с его уникальной системой обучения мог воодушевить интересующегося строительным искусством вчерашнего выпускника гимназии. Поступление в Строительную школу (или на строительное отделение в русском современном понимании) Политехникума, а не на архитектурный факультет университета, свидетельствует о том, что Максим был хорошо проинформирован как о структуре обучения в Германии, так и о своей будущей профессии. Какой же специальности он мог в те времена отдать предпочтение? Понятие “строитель” (Baumeister) подразумевало как деятельность частную, так и чаще встречающуюся государственную. Обучающие этой профессии школы в первую очередь использовали инженерные науки строительной и машиностроительной специфики[6]. Профессию “архитектор” (Architekt) определяли уже с начала века три других фактора: выделение художника как представителя “чистого искусства и науки”, профессиональная специализация на строительстве зданий (Hochbau) и причисление ее не к государственным службам и не к строительным предпринимателям – каменщикам и плотникам, а к свободной деятельности[7]. Мосты, улицы, дороги и железнодорожные полотна и т.п. (Tiefbau) не требовали в те времена художественного подхода, их относили к задачам инженерно-строительного дела (Bauingenieurwesen). Становится ясно, почему Геппенер не мог остановиться, например, на Художественной Академии, роль которой в архитектурном образовании, как утверждают немецкие исследователи, была второстепенна[9]. В большинстве технических заведений в обучении профессии строительного инженера преобладал акцент на чисто технические дисциплины и расчет на карьеру немецкого государственного строительного чиновника. На этом фоне могла выглядеть более интересной Строительная школа при Политехникуме в Карлсруэ, бывшая старейшим высшим техническим учебным заведением в Германии. К моменту зачисления Максима Геппенера в 1865 г. Политехникуму исполнилось 40 лет. Его динамичная и богатая событиями история и положительная репутация в обществе привлекали все больше абитуриентов. Уровень начального образования Геппенера, полученного им в Москве, как раз соответствовал требованиям, предъявлявшимся к поступающим в строительные школы и академии Германии: требовался аттестат о гимназическом образовании или об окончании реальной школы, а также знание латыни (вплоть до 1879 г.). Как и в других немецких узкоспециализированных инженерных и строительных школах, в Карлсруэ в первую очередь осуществлялись повышенные требования в обучении математическим дисциплинам и увеличивалась продолжительность обучения[10]. Предметы в большинстве таких немецких учебных заведений были приблизительно сходными: рисунок от руки, путевые, железнодорожные или водные сооружения, загородные и парадные постройки, статика, механика, химия, конструкции и др.[11] Политехническая школа в Карлсруэ могла привлекать и тем, что здесь, вскоре после ее основания, возникла идея новой модели высшего технического учебного заведения, где специфические инженерные и естественные науки занимали бы прочное место наряду с занятиями литературой, философией историей и искусством[12]. 7 октября 1825 г. великий герцог Баденский Людвиг I объявил о создании в Карлсруэ, в то время столице герцогства, Политехнической школы[15]. Этим актом Людвиг задумал завершить разнообразнейшую систему образования – от народной школы до университетов (в Гейдельберге и Фрайбурге) – и создать класс баденских Как следствие, к середине XVIII в. в Карлсруэ создаются благоприятные условия для зарождения идеи о Политехникуме. Так, в 1768 г. в Карлсруэ открывается Архитектонический институт для строителей-ремесленников при маркграфском Строительном ведомстве, который с 1796 г. возглавил высокоодаренный архитектор Фридрих Вайнбреннер. В личном распоряжении маркграфа находился “Физический кабинет”. В 1825 г. состоялось официальное основание Политехнической школы. Строительство здания было поручено Густаву Фридриху Вухереру, профессору физики и технологии из Фрайбурга, хранителю физического кабинета. Уже 5 декабря 1825 г. начались занятия для первых в истории учебного заведения ста учеников. Среди 12 педагогов было только три специалиста: два университетских профессора Г.Ф. Вухерер и Фридрих Август Вальхнер, а также математик Вильгельм Людвиг Фольц. Остальные был учителями гимназии, ремесленниками или преподавателями из школ Туллы и Вайнбреннера[20]. Начальная ступень обучения – общий класс (Vorschule) – была, по существу, двумя последними классами вышеупомянутой Реальной школы, отсюда возраст поступающих – 13 лет. Ученики могли выбирать между посещением математического или торгово-ремесленного класса, который в свою очередь подразделялся на техническое и меркантильное отделения. Желающие могли помимо образования, полученного в Политехникуме, дополнительно окончить Инженерную школу Туллы или Архитектурную школу Вайнбреннера. Основными дисциплинами нового баденского Политехникума стали чистая и прикладная математика, начертательная геометрия[21], рисунок, национальная экономика и естественные науки. Практические занятия проводились, прежде всего, в высших ремесленных классах, где изучали машиностроение и химическую технику. Оставалось углубить общеобразовательный класс, где кроме немецкого языка, географии, истории, религии и современных языков была введена латынь. Учебный план отражал буржуазный воспитательный канон, нацеленный на будущих “государственных буржуа” и буржуазных “государственных служащих”. Это освобождало школу от придворно-дворянских предметов, которые все еще включало университетское воспитание в формах курсов по танцам, фехтованию или конному спорту. Занятия происходили частично в помещении городского лицея, частично – в частном доме, что стоило 4.000 гульденов в год. Это увеличивало плату за обучение, а об освобождении от неё не могло быть и речи. Сегодня трудно представить, что Политехникум в те времена соответствовал средней ступени реальной школы Германии наших дней[22]. Предложения по специальностям были перемешаны и содержали предметы, “…которые преподают и учат в каждой деревенской школе”[23]. В 1830 г. наследник великого герцога Людвига I Леопольд объявил главу высшей бюрократии, автора баденской Конституции 1818 г. Карла Фридриха Небениуса государственным советником и директором Министерства внутренних дел, которому одновременно подчинялось все школьное дело и Политехникум. Небениус принялся за образовательную реформу герцогства. Его высокие качества юриста объединились с выдающимися естественнонаучными интересами и замечательным кругозором в хозяйственно-политических вопросах. Новая учебная и организационная схема привела к тому, что Политехникум еще в большей степени монополизировал высшее техническо-ремесленное обучение в Бадене. Затем Небениус присоединил к Политехникуму государственную Лесную школу. Коллегия учителей составила свыше 30 человек, среди них защитилось пять докторов филологии. Химик и минералог Вальхнер приобрел здесь степень доктора медицины. На начальное отделение принимали с 15 лет, а в профессиональные школы – с 17 лет. Обновленная школа насчитывала уже 276 учеников. Значимость изменений состояла в обособлении пяти профессиональных школ (только после образовательной реформы 1888 г. эти квази-факультеты получают название “отделений”)[24]. Их учебные планы были сконцентрированы на специфике изучаемых предметов: 1. Инженерная школа (водное и уличное строительство и машиноведение). Система руководства Политехникума уподоблялась университету с его факультетами, деканами, сенатом и ректором. Директор (с 1895 г. – ректор) выбирался один раз в год и владел в общем школьном процессе всеохватывающими полномочиями. Эта традиция сохранялась вплоть до 1935 г.[25] Каждая из пяти школ оставалась совершенно самостоятельной относительно Политехникума, то есть каждой из них руководил свой независимый директор. Политехникум функционировал почти исключительно за счет общественного финансирования. Политехническая профессура, несмотря на большие обязанности, зарабатывала меньше, чем университетская. Улучшения в заработке следовали с известным произволом[26]. Так, школа постепенно приобретала характер высшего технического учебного заведения, и Небениуса можно с уверенностью поставить рядом с тремя другими основателями[28]. Благодаря его реформе Политехникум теперь объединил под своей крышей пять практически ориентированных профессиональных школ. В такой форме он превзошел и парижскую, и венскую школы. Пример Карлсруэ переняли Штутгарт и Ганновер[29]. Следующий знаменательный этап в становлении Высшего технического учебного заведения в Карлсруэ историки называют “Эрой Редтенбахера”, которая не ограничивалась только периодом его директорства в Политехникуме (1857–1863 гг.) Редтенбахер целенаправленно формировал из Политехникума высшее учебное заведение, где учащиеся тянулись к самостоятельной работе, а исследование и обучение все больше вступали в неразделимые взаимообогащающие отношения. С 1857 г. под его руководством Политехникум переживал настоящую весну как хорошо сплоченная организация, вследствие чего здешние студенты чувствовали себя равными своим товарищам в университетах Гейдельберга и Фрайбурга. По его предложению в систему обучения была введена новая дисциплина “машиностроение” и увеличился акцент на механические мастерские, хорошо оснащенные моделями и приборами. Стремясь покончить с эмпирикой, Редтенбахер выделяет прикладную математику и организует третий математический класс, чтобы разгрузить занятия по специальностям от высших интегральных уравнений, аналитической механики и изобразительной и прикладной геометрии. В его учебных планах Высшей ремесленной школы (одной из пяти вышеуказанных школ Политехникума) в первую очередь стояли машиностроение и химия. Образованный человек, развивший еще в ранней молодости способности исследователя, учителя, художника, любителя искусств, Редтенбахер поставил себе цель стать и высококвалифицированным инженером. Его представления о том, что механика должна стоять в центре прогрессивной картины мира и быть фундаментом для других наук – от физики и химии до психологии и философии, основывались на представлениях европейского либерализма о гуманизме и развитии современного человечества. Планы Редтенбахера были нацелены на гуманитарную составляющую инженерного обучения, что превратило Политехникум в Высшую Техническую школу. Организация кафедры истории искусств, второй по старшинству в немецкой системе Высших школ привлекла ряд знаменитых кандидатов на руководство ею. Выбор пал на Альфреда Вольтмана, специалиста по Гольбейну. Максим Геппенер на последнем курсе застал и занятия у Вольтмана, чьи лекции составляли четвертую часть всех предметов 4-го курса[39]. Таким образом, три новых кафедры вместе с юридическими и курсами иностранных языков создали в Политехнической школе ядро общеобразовательного отделения. Так как политический вес великого герцогства Баден был невелик, честолюбивый Фридрих намеревался выиграть в “немецком” вопросе, сделав ставку на новый принцип баденской образовательной системы. Для Политехникума это давало возможность получения академической структуры, по типу университета, выделяя при этом из общего образования специальное техническое. Стоит упомянуть и о важном изменении, коснувшемся порядка сдачи дипломного экзамена. Начиная с 1867 г. кроме обязательного государственного экзамена можно было сдавать и академический дипломный экзамен. Он был введен в связи с его повышенным значением и увеличивающимся числом иностранных студентов. Эту возможность использовали до 1900 г., пока не ввели поддерживаемую государством степень инженерного диплома. Несмотря на почти соответствующие требования, сдавать академический экзамен отваживалось мало желающих, поскольку он не заменял государственного[42]. Подтверждения о выборе типа дипломного экзамена Максимом Геппенером, к сожалению, обнаружить не удалось. В истории превращения Политехникума в современный Технический университет, можно отметить следующие вехи. В 1895 г. Политехническая школа становится Высшей технической. Десятью годами позже ее разделяют на шесть отделений, а управление осуществляют уже не директорат, а ректор и Сенат. В 1899 г. Школа получает права на защиту докторских степеней, исключая специальности “математика” и “физика”, на которые это право стало распространяться лишь 24 года спустя. В 1900 г. утверждается государственный статут “Дипломированного инженера”. Название “Фридерициана” школа получает с согласия великого герцога Фридриха I в 1902 г., который первым в истории учебного заведения защитил докторскую инженерную степень. К великим научным открытиям, произошедшим в этот период в стенах Высшей школы следует отметить открытие профессором Генрихом Герцем электромагнитных волн, и разработку профессором физической химии Фрицем Хабером метода каталитического синтеза аммиака. После больших разрушений во время Второй мировой войны Фридерициана открывается заново уже в 1946 г. Через десять лет здесь организуется Центр исследований в ядерной физике, а спустя еще десятилетие открывается Лаборатория для электронной микроскопии. Современное название – Университет Карлсруэ (Universität Karlsruhe (TH)) – Техническая школа получает в 1967 г., активно сотрудничая как с германскими, так и с зарубежными университетами, учреждая научно-исследовательские центры[43]. Традиции, заложенные Строительной школой с 1830 г., сегодня сохранились в факультетах архитектуры, строительно-инженерных, геодезических и наук по охране окружающей среды. Они предлагают сегодня многообразие специальностей, и по-прежнему принимают зарубежных студентов. Анна Панина
|
76.8% | Russian Federation | |
13.6% | United States | |
4.7% | China | |
1.4% | Germany | |
0.8% | Islamic Republic Of Iran | |
0.5% | United Kingdom | |
0.2% | Belarus | |
0.2% | Canada | |
0.2% | Switzerland | |
0.2% | Poland |
Сегодня: | 8 |
На этой неделе: | 14 |
В этом месяце: | 69 |
Всего: | 390330 |