Дневник Геппенер Нины, ученицы 2 класса

Страница из дневника Нины Геппенер. 1909 г.
Страница из дневника Нины Геппенер.
1909 г.
Это сохранившийся фрагмент дневника дочери Максима Карловича Геппенера, Антонины (Нины) [1]. Автор – одиннадцатилетняя девочка. И поэтому в нем есть все, что обычно можно прочитать в подобных дневниках: рассказы о маме и папе, домашних, подругах, игрушках и развлечениях. Но сквозь эти строки можно увидеть и детали московской жизни начала XX века. Второклассница-гимназистка была свидетелем открытия памятника Н.В. Гоголю и счастливым обладателем специальной памятной медали. Отправившись в гости к друзьям, она возвращается домой на «электричке», как тогда называли трамвай, отличая его от конки. Последняя запись в дневнике относится к путешествию семьи М.К. Геппенера в Крым.

Хронологические рамки документа 28 марта – 10 июля 1909 г. Даты указаны по старому стилю.

Документ хранится в библиотеке Научно-исследовательского института экологии человека и гигиены окружающей среды имени А.Н. Сысина.

Текст приведен в соответствие с правилами современной орфографии, исправлены грамматические и пунктуационные ошибки. Стилистические особенности текста сохранены. Пояснения и дополнения приведены в тексте в квадратных скобках, неразборчивые слова заменены отточиями.


Суббота 28 марта 1909 года.

Сестры Геппенер. Анна (?) и Антонина. 1897 г.
Сестры Геппенер.
Анна (?) и Антонина. 1897 г.
Сегодня у нас полотеры, и потому ужасная пыль. Все убираются, все чистят, моют, а зато завтра будет все убрано. Сейчас я буду выкладывать пасху в форму. Завтра Воскресение Христово. Я очень люблю этот день, потому что бывает ужасно весело. А сегодня я никак не могу дождаться вечера, потому что пойду к заутрене. В прошлом году я тоже была, но видела только Крестный ход, а в церкви не была, потому что там было очень тесно, да и при том очень жарко. Я очень люблю ходить к заутрене, хотя там тесно и жарко, потому что когда мы приходим домой, то кушаем пасху, кулич и ветчину. В этом году я не говела[2], но в прошлом говела. Когда я пришла исповедаться, мне было очень страшно. Но оказалось, что ничего тут страшного. Мама сейчас пойдет за покупками. А я тоже убираюсь в своей куклиной комнате, я выстирала все белье, потом вычистила все платья, вымыла посуду. Мама мне позволила сделать кукле две пасхи и кулич.

Понедельник 30 марта 1909 года.

Антонина Геппенер. 1902 г.
Антонина Геппенер. 1902 г.
Сегодня второй день Пасхи. На первый день у меня очень болело горло, и я в два часа легла в постель. У меня даже был жар. Вчера у нас было много гостей, и я получила очень много подарков, сегодня к нам придут еще гости. Сейчас Леля играет на рояле в четыре руки с папой. Сегодня я встала с постели, хотя горло у меня не совсем прошло. Мои пасхи были очень вкусны, и кулич тоже. Я ходила к заутрене, было очень тесно. Но мы все-таки простояли до конца. Когда мы пришли то стали разговляться. Я скушала ужасно много пасхи. Мама мне купила башмаки, они мне очень, очень нравятся.

[Ах, уж бы] гости поскорее приходили, а то уж очень без них скучно. Как жаль в тот понедельник уже надо идти учиться, а я еще не все уроки приготовила. Наталья Ивановна очень славная, хотя тогда, когда мы читаем и переводим, то она говорит, что я [не] знаю слова по-русски, и я их правда не знаю. Ну, наконец, Леля кончила играть и говорит, что не знает, что ей делать от ожидания гостей. Ах, я тоже никак не могу дождаться гостей. [Уж бы] поскорей был звонок. Наконец-то звонок и горничная бежит отворять парадное. Ах, нет, это не они это просто мама позвонила, чтобы пришла горничная. Бедная Леля краснеет на каждом шагу. Я только что покушала. Теперь уже три часа, а все еще никто не пришел, то ли дело было вчера, уже в половину двенадцатого пришли визитеры, хотя правда и сегодня у папы уже был один господин. Сейчас папа уходит. Я прочитала сейчас такую интересную книгу, что никак не могла от нее оторваться. В среду я пойду к Соне, у нее всегда бывает очень весело и в четверг я пойду к [Рене] у нее, конечно, будет веселей, чем у Сони, потому что [Рена] такая же, как и я, а Соня уже взрослая. Ну, теперь наверно скоро придут. Мама мне помазала шею йодом это очень некрасиво, но зато горло скоро пройдет. Папа уже пришел, а гостей все еще нет. Леля пошла к [Интельман]. Я уже думаю, Маня и тетя Лиза не придут. Надежда понесла папе кушать, но конечно и я пойду с ним покушать.

М.К. Геппенер со старшей дочерью Анной (?). Кон. XIX в.
М.К. Геппенер со старшей
дочерью Анной(?).
Кон. XIX в.
Агриппина Федоровна Геппенер (жена М.К. Геппенера). 1880-е гг.
Агриппина Федоровна Геппенер
(жена М.К. Геппенера).
1880-е гг.

Вторник 31 марта 1909 года

Сегодня я поеду к Липе, я уже оделась, а папа все говорит, что еще рано ехать. По дороге к Липе мы купим какой-нибудь подарок.

Четверг 2 апреля 1909 года

Липе я купила фигурку, очень хорошенькую. У нее было очень весело. Учиться мне не особенно хочется, потому что я очень не люблю рано вставать. Вчера я была у Дунец, к ним пришли Нюша, Володя и Оля. Оля ужасно славная. Мы там сидели три часа, и она ни разу не заплакала. Я бы очень хотела иметь такую дочку. Она очень баловалась, ей только что одиннадцатый месяц. У Мани тоже есть сын, его звать Юра, но с ним нельзя так играть, как с Олей, потому что он еще очень маленький, его нельзя помять… Сегодня вечером я пойду к [Рене].

6 апреля понедельник 1909 года.

Сегодня я ходила в гимназию, было очень весело. Батюшка не был, и нам Наталья Васильевна читала вслух очень интересную книгу по-французски, я получила 5 и по-немецки устно 5. У [Рены] было очень интересно, во первых, когда я пришла, ко мне навстречу вышла [Рена], она повела меня в [их] залу. Через дверь, в которую мы обыкновенно проходим, нельзя было идти. Я спросила почему, [Рена] мне ответила «потом все узнаешь».Мы пошли через другую дверь, когда мы взошли, я увидела сцену и стулья для зрителей. Оказалось, что будут представлять две пьесы Колдунья, и В стране дикарей. Было очень интересно. После представления стали танцевать, сначала все танцевали, но потом стали танцевать испанские танцы Фаня и Ляля. Сегодня я буду купаться, я ужасно люблю купаться в ванне, потому что можно брызгаться. Папа и мама у меня очень добрые, и я их очень люблю. Я грызу подсолнухи и пишу в мадемуазелиной комнате. Надо идти чай пить и потом купаться. Наталья Ивановна читает и ворчит. Сестры Геппенер. 1901 г.
Сестры Геппенер.
1901 г.
Анна (?) Геппенер. 1902 г.
Анна (?) Геппенер.
1902 г.
Сегодня можно попозже лечь, потому что мне завтра к 10 часам идти в гимназию. Надо идти, а я все еще сижу тут, ну ничего, Наталья Ивановна тоже не пошла еще. В субботу я была у Липы, у нее была Таня. Мы втроем были одни во всей квартире. Мы баловались, только не очень, потому – что папа и мама просили меня не баловаться. Ну, теперь я пришла чай пить. Вот Леля идет, тоже чай пить. Сейчас ванная будет готова. Ну, больше нечего писать до завтрашнего дня.

27 апреля понедельник 1909 года.

Я так давно не писала, что даже не знаю, с чего начать. Мы скоро поедем с мамой в Крым, сначала только я да мама. Мы там найдем комнаты, а, кроме того, и местечки для гулянья. В Крыму я была уже много раз, мне там очень нравится. В этом году там будет жить еще моя подруга Лиза. Я очень люблю с ней играть, хоть она и меньше меня на три года, да, но что же я не докончила, потом приедет папа с Лелей, Леля не может поехать с нами, потому что у нее экзамены. Она в этом году кончит гимназию, ах, как бы я хотела быть на ее месте. А папа не может рано ехать, потому что получит отпуск только 1 июля. Вчера было открытие памятника Гоголю, мама мне купила орден, на одной стороне ордена сам Гоголь, а на другой – его памятник, вчера было очень весело, потому что к нам пришли Липа и Таня. Мы втроем пили в нижнем кабинете чай, в кукольных чашках. Сейчас от папы уходит один господин. Нас скоро отпустят на лето, только, наверное, еще не известно. Да я уже начала упаковываться в кукольных вещах, я убрала все теплые вещи, сегодня я наверно уберу все маленькие хрупкие вещи в корзинку. Погода у нас очень плохая. Сегодня я была у Дунец. Ни Мани, ни Левы[3] не было дома, зато я видела Юру, он ужасно славный, ему уже три месяца. Только я все-таки боюсь брать его распеленатого, на руки, мне все кажется, что я его сломаю. Обратно я ехала одна на электричке. В нашем саду я уже нашла один подснежник, а, кроме того, у нас некоторые деревья уже распустились, но большей частью еще почки… Сегодня я влезла на калитку и разговаривала с Ниной. Теперь по большим переменам мы ходим с Натальей Васильевной в Екатерининский парк. Там мы играем в горелки, прятки, шарады и еще во многое. Мне как-то не верится, что скоро лето, не надо будет рано вставать. Сегодня папа, мама и Леля пойдут на раут, хотя я не совсем понимаю, что значит это слово, ах, нет, папа мне объяснял, что это значит. А это значит, что придут в Думу или в какое-нибудь большое здание, много разных знаменитых людей, им и они будут говорить речи. Сестры Геппенер. Ок. 1910 г.
Сестры Геппенер. Ок. 1910 г.
Сегодня нам не учиться по случаю открытия памятника Гоголю. Завтра у меня урок музыки, а я не знаю гамм. В огороде мы посадили петрушку, но недавно был снег, я боюсь, чтобы она не замерзла, хотя мама и говорит, что с ней ничего не сделается. У нас сегодня были полотеры. Ну, теперь я пойду гулять, и потом я еще попишу. Ну, вот я и нагулялась, сейчас я рвала почки с березы для нашей горничной Даши, а она из них делает какое-то лекарство. Я спросила зачем? Она говорит, что это очень хорошо помогает от простуды. Скоро папа и мама начнут одеваться. Я очень люблю помогать маме одеваться, потому что то то, то другое надо ей принести. Мне бы ужасно хотелось поехать с ними, но мама говорит, что 11-ти лет еще слишком рано ходить на рауты.

Мне бы очень хотелось иметь велосипед, я так люблю на нем кататься, а папа говорит, что если он купит, то все равно, везти его в Крым нельзя, потому что там надо кататься … [тем], кто очень хорошо умеет, потому что там велосипедистов очень много, а дорожек для катания на велосипеде только одна. Я в Крыму буду учиться кататься верхом на настоящей лошади, научилась кататься на велосипеде я у Нины, это моя подруга, летом наши дачи стояли рядом, нам обеим очень хотелось познакомиться друг с другом. И вот раз я пошла на круг поиграть, и вот, когда мы шли маршем, то нас поставили рядом. Ну, тут мы и познакомились. Сначала, она говорит, я ей очень не понравилась, ну, а теперь мы очень любим друг друга.

В гимназии у нас белят стены, это ужасно неприятно пахнет. Одно время выходили из класса в пансион, в пансионе мы учились также, как и в классе, у нас ни экзаменов, ни репетиций не будет, я очень рада. Агриппина Федоровна Геппенер. 1885 г.
Агриппина Федоровна
Геппенер. 1885 г.
Недавно мы подарили Наталье Васильевне альбом для фотографических карточек, как только его открыть, то на первом же листе написано «Многоуважаемой Наталье Васильевне от любящего ее
II класса».Сначала она смутилась, и ни за что не хотела его брать, но, наконец, мы ее упросили, она его взяла. На другой же день она принесла нам конфект, нам всем было очень стыдно брать, сама она ушла из класса. Я залезла под заднюю парту.

Теперь у нас принято играть в камешки. Это очень весело, в особенности, когда мы сдаем экзамены. А сдаются они следующим образом: берутся все пять камушков и кладутся на руки, и перебрасываются с одной стороны руки на другую, если до двухсот, или до какого числа там играют, ни один камешек не упадет, то, значит, выдержала экзамен. Ну, надо идти чай пить. Да, кроме того, я сегодня и так уж очень много написала. Ну, до завтрашнего дня.

29 апреля, среда 1909 года

Вчера-то не пришлось писать, потому что было некогда, ну а сегодня-то я попишу. Во вторник у меня не было урока музыки, он будет в субботу. Сегодня французского языка почти не было, она только успела объяснить урок, который она задала. Учитель арифметики тоже опоздал, когда он пришел, мы спросили, когда у нас будет классная, а он сказал – сегодня, мы очень испугались, он нам дал очень легкую задачу, я ее скоро решила и подала, а потом велел уйти из класса, чтобы не помогать другим заниматься. Сейчас я пойду спать, хотя мне очень не хочется. Вчера я ездила с мадемуазель смотреть памятник Гоголю, мне он очень не понравился. Сегодня в Екатерининском парке было очень весело, сегодня, когда я лягу спать, мама сядет в Лелину гостиную и будет читать, я очень люблю, когда мама сидит около меня, тогда не капельки не боюсь засыпать. Я иду спать теперь, завтра еще попишу.

Крым, 10 июля 1909 года

Наконец я собралась немножко пописать. Начну сначала. Уехали мы с мамой 10 мая. В вагоне было не особенно хорошо, оттого, что билетов во второй и первый классы не было, так что нам с мамой пришлось ехать в третьем классе, было очень жестко сидеть и спать, хотя мне мама и отдала все одеяла и пледы, а сама себе оставила только маленькую подушечку и говорила, что ей очень удобно. Так мы проехали до Харькова, а там мы перешли во второй класс, и уже оттуда мы так доехали до Севастополя, там мы поехали на электричке[4] посмотреть на город и на море. Как я обрадовалась, когда в первый раз открылось море с Байдарских ворот. Поехали мы на лошадях до Алупки…

Страницы из дневника Нины Геппенер. 1909 г. Страницы из дневника Нины Геппенер. 1909 г.


Сноски и примечания

[1] Антонина Максимилиановна Геппенер (Сысина) – младшая приемная дочь М.К. Геппенера. Выписка из метрической книги находится в семейном архиве З.Д. Феоктистовой.

[2] Говеть, по В.И. Далю: «Готовиться к исповеди и причастию, постясь и посещая церковь».

[3] Лев Васильевич Дунец. В книге «Вся Москва» за 1915 г. указано, что Л.В. Дунец живет по адресу 2 Мариинский переулок, 8, в доме, принадлежавшем М.К. Геппенеру.

[4] Трамвайная линия в Севастополе работала до Великой отечественной войны, после восстановлена не была.