Годы ученичества |
Максим Карлович Геппенер1 родился 4 июня 1848 г. в Москве. Свидетельство этому мы находим и в документах о поступивших в Политехникум немецкого города Карлсруэ в 1865 г., хранящихся в архиве современного университета2. Здесь же можно прочитать, что он происходил из купеческой семьи3 и что окончил московскую гимназию. По свидетельству И.П. Машкова4, это была Третья Московская реальная гимназия на Большой Лубянке. К сожалению, в списке учащихся5 этой гимназии за 1862 г.единственном, который удалось на сегодня найти в архивах Москвы, нет фамилии Геппенера6. Однако сохранившиеся описания программ гимназии и сведения о сословной принадлежности ее учащихся косвенно подтверждают этот факт. В книге “Третья Реальная Московская гимназия”, вышедшей в 1862 г., рассказывается о том, что учащимся предлагалось два курса: “главный, или собственно реальный” и “особый, или классический”. Среди общих для них предметов были священная история, российская грамматика, логика и российская словесность, всеобщая и российская история, чистая математика с начертательной геометрией и физика, география, общая и российская статистика.Изучались два иностранных языка – немецкий и французский, уделялось внимание чистописанию. Книга не только рассказывала об истории Третьей реальной гимназии и приводила статистические сведения на момент написания, но также сравнивала ее с подобными учебными заведениями Европы. Так, автор с сожалением отмечал: “У нас нет ни политехнических, ни высших промышленных школ, как на западе, куда некоторые из учеников тамошних реальных школ обыкновенно и поступают для довершения своего специального образования…”7. И поэтому совершенно логичным представляется выбор семьей М.К. Геппенера Политехникума в немецком городе Карлсруэ8 для дальнейшего обучения.
Широко распространенная информация об участии М.К. Геппенера в строительстве музея и библиотеки в городе Баден в 1870 г. ныне не получила подтверждения. С 1869 по 1877 г. здесь строится знаменитая купальня Фридрихсбад и других масштабных строительных проектов, по мнению Ульриха Коэнена (Ulrich Coenen), современного исследователя архитектуры Баден-Бадена, в это время не было[9]. Сотрудник Юго-западного Архива Архитектуры и Инженерного Строительства Института Технологии в Карлсруэ доктор Йоахим Клейнманнс (Joachim Kleinmanns), отвечая на наш запрос, предположил, что, вероятно, следует говорить о строительстве под руководством Карла Йозефа Беркмюллера “Sammlungs- und Bibliothekgebäude” в Карлсруэ с 1866 по 1876 г. (в настоящее время – Государственный естественнонаучный музей). К сожалению, найти документы, подтверждающие это предположение, пока не удалось. В 1871 г. по возвращении в Москву М.К. Геппенер поступает помощником к архитектору А.С. Каминскому. После сдачи экзамена в Академии Художеств Максим Карлович получает “… право производить в России постройки”[10]. Из списка русских художников, составленного к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств в 1915 г.[11] известно, что ему было “… дано звание неклассного художника за проект “концертного зала””. Интересные факты сохранились в “Сборнике постановлений Совета Императорской Академии художеств по художественной и учебной части”[12]. В § 142 Устава 1859 г. отмечалось, что “… звание неклассных и классных художников могут получать и лица, не обучавшиеся в Академии”, исполнив “… по роду своего художества, заданную Советом программу” и выдержав “… экзамен из предметов, положенных для той отрасли художеств, получив такое же число баллов, какое требуется от учеников Академии”[13]. Однако, в 1868 г. Совет обратил внимание на то, что “посторонним лицам”, по сложившемуся обычаю, гораздо легче получить звание “неклассного художника”, представив “… мало-мальски сносное художественное произведение”, без сдачи экзамена[14]. И, указав на то, что при кажущейся ничтожности, это звание дает права личного почетного гражданства с избавлением от рекрутской повинности и податей, профессора постановили требовать с посторонних лиц подчиняться тем же условиям, что и ученики Академии. Так, “… для приобретения права войти в конкурс на получение звания неклассного художника по архитектуре” нужно было предварительно предоставить в Совет рисунки[15], засвидетельствованные “… лицами, известными по своему общественному или служебному положению, в том, что они действительно исполнены представляющим их лицом”[16]. Перечень экзаменов определялся в зависимости от курса, оконченного ранее соискателем[17]. В апреле 1870 г. по предложению профессоров архитектуры был принят новый порядок для участия в конкурсе на звание “неклассного художника”, оставивший без изменения условия подачи прошения в Совет Академии, но требовавший выполнения проекта в классах наравне с учениками. Вместе с ними тем из Одной из первых (1881 г.) известных на сегодня его построек, стал дом 19 в Брюсовом переулке. Он принадлежал семье А.В. Андреева, дочь которого Е.А. Андреева-Бальмонт вспоминала[20]: “Еще во время ликвидации магазина мать задумала снести во дворе нашего дома все ненужные теперь постройки… И она это осуществила… Построили двухэтажный дом с четырьмя квартирами, выходящими в переулок, и еще два небольших изящных особняка. Строил эти дома помощник архитектора Каминского Максим Карлович Гепнер[21], один из кавалеров старших сестер, оставшийся на всю Этот небольшой фрагмент – существенный штрих к портрету архитектора М.К. Геппенера. Можно предположить, что для него было важным разумно и удобно обустраивать обычную жизнь людей, и потому несправедливо звучит в этом контексте такая его характеристика: “Он… занимался по преимуществу проектированием зданий массового назначения и утилитарных дешевых построек”[22]. Из публикаций в газете “Неделя строителя” известно, что в 1882–1883 гг. Максим Карлович выполнил несколько заказов частных лиц, проживавших в разных частях Москвы[23]. В контексте воспоминаний Е.А. Андреевой-Бальмонт сухие строки о перестройке и исправлении тех или иных построек дают повод задуматься о том, что, возможно, именно стремление отделывать дома “…по последним заграничным усовершенствованиям” и “…со всевозможными удобствами” было тому причиной.
|
69.4% | Russian Federation | |
17.9% | United States | |
8.8% | China | |
1% | Germany | |
0.5% | United Kingdom | |
0.5% | France | |
0.2% | Pakistan | |
0.2% | Cambodia | |
0.2% | United Arab Emirates | |
0.2% | Australia |
Сегодня: | 6 |
На этой неделе: | 6 |
В этом месяце: | 72 |
Всего: | 389949 |